?
— Вот, дети, — мерно
расхаживала по классу Лидия Ивановна, — скоро закончите школу, мальчики пойдут
в армию, девочки выйдут замуж...
— Лидьванна! — отозвался с последней парты Марк
Гольштейн.
— А зачем в армию?
— Что значит, зачем? — растерялась учительница.
— Родину защищать!
— А что значит — Родина? — не унимался Марк.
— Родина? Ну как же, что занчит... Это ...
место, где ты родился!
— Значит я буду защищать Китай?
— Почему Китай!
— Я там родился.
— Нет, же, Родина — это не только то место, где
ты родился, но где вырос...
— Ну так я там и рос! Целых пять лет!
— Пять лет — это слишком мало для понятия
родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
— Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски,
по-английски, немного по-французски...
— Значит Китай — не твоя родина. Твоя родина
там, где родились так же твои предки...
— Мой отец родился в Петербурге, а мама в
Кишеневе... Значит я буду защищать Россию и Молдову?
— Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой
прошло твое детсво, твои лучшие воспоминания...
— Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11
лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
— Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по
духу и вероисповеданию...
— Ммм.. ну поскольку я еврей, неужели защищать
буду Израиль... Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в
белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно
перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу. Класс с
интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
— Марик, — неуверенно сказала Лидия Ивановна. —
Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
— Но если она мне совсем не родина! Что я там
буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего
защищать, значит в армию можно не ходить?
— В армию обязательно нужно ходить...
— Зачем?
— Чтобы стать настоящим мужчиной! — уверенности
в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
— Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим
мужчиной, нужна не армия!
— Что же? , — спросила она на свою беду.
— Ну вы столько лет живете, а как будто не
знаете! Конечно же женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна
побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных,
заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в
данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из
оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.
Лидия Ивановна, как могла, побежала в
учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась... Она,
заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с
китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии
Ивановны Родина была одна — Советский Союз, и настолько она была необъятна, что
можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И
казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и
всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине — и все! Нет Родины!
Кугом одна сплошная заграница...
***
Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель
зашел в класс после звонка на урок.
— Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию,
если у тебя нет родины? — задал вопрос Марк.
— Марик, у тебя нету Родины?
— Нету...
— Как так?
— Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5
лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и
мы переехали в Беларусь.
— Очень хорошо, а сюда вы как попали?
— А тут бабушка...
— Марик! Так значит у тебя как минимум 3 родины!
— Ну раз на то пошло — значит 4! Я еще и еврей!
— Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого
первого!
— Не хочу...
— Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему
трехперпендикуляров! — Сергей Михайлович обвел глазами класс.
— Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете
провокаций со стороны учеников на тему «Что такое Родина», учителя искали
определение «родины» как таковой и методах ее объяснения современным ученикам.
— Согласно общепринятому определению, Родина,
отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически
принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным
и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... —
зачитывал официальный текст директор.
— А детям это как объяснить? — галдели учителя.
— У нас и негритята есть, и китайцы... —
поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и
мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна — уборщица.
— Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирть
нада! — грозно возмутилась Никифоровна.
— А мы тут решаем... что такое Родина... — робко
промямлил директор. Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в
присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны.
— Делать вот вам не@рен, — забурчала уборщица, —
Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина — эта кагда и
выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
— На пенсию не страшно... — хором повторили
учителя. На том и порешили.
***
— Пап! А че такое Родина?
— Сын, Родина, это такое место, куда ты весгда
можешь вернуться, и где тебе будут рады...
— Па! А ты это здорово придумал!
***
— Итак, сегодняшний урок будет посвящен
определению Родины! — Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все
возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это
ученикам.
Последовали скучные определения, и как резюме,
чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала:
— Дети! Родина — это место, где хочется выйти на
пенсию и достойно встретить старость!
— Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не
на Родине!
— Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы
еще школу не закончили, а вы — пенсия и старость!
— Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
— Тихо! — взвизгнула она. — Кто тут у нас самый
умный? — Учительница плавно переходила на ультразвук.
— Я! — Гордо отозвался Марк.
— Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! — она
была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
— Это такое место, знаете... куда всегда можно
вернуться! Из любого места! — Парировал ученик.
— Круто! — все загалдели. — Вернуться
откуда-нибудь — это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и
впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти
на пенсию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий