Для
начала давайте разберемся, какую причину называют противники домашних
заданий? Много задают, справиться со всеми заданиями невозможно. Да,
такая проблема, действительно, существует: если каждый учитель будет
неумеренно задавать домашнее задание, то дети просто перестанут его
делать. Так и происходит в старшей школе: выполняют задания единицы,
среди них половина «ГДЗ-шники» и те, кто занимается с репетиторами. Вот
"некоторые" и решили ввести "инновацию": отменить домашние задания
вовсе, по всем предметам, во всех классах. Вместо того, чтобы сделать
задания интересными…
Как задавать домашнее задания? Шесть принципов хорошего домашнего задания
- Домашнее задание должно быть интересным. Конечно,
невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным
историям, но избежать явной банальщины и серости учебников просто
необходимо.
- Задания должны затрагивать эмоции учеников. Об
эмоциях при составлении домашнего задания обычно не говорят. То, что
приятно, тот вопрос, который «раздражает», потому что хочется найти
ответ – вот, что будет работать всегда. Дети по природе своей
любознательны, ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день,
два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке. Такие
вопросы не рождаются по заказу тогда, когда вы готовите урок, поэтому
заведите тетрадочку, в которой вы будете записывать их, и не скупитесь –
дарите эти идеи коллегам на педагогических сайтах, форумах, в личном
блоге. Что вам будет интереснее прочитать: новость о повышении зарплаты
учителям или о повышении зарплаты полицейским? Уверена, что учителям,
потому это тема вам близка, она «ваша». Так и с учениками – старайтесь
приблизить задания к вашим ученикам. Например, одна из учительниц
географии нашего сайта при объяснении новой темы «Города» ученикам из
ближнего зарубежья дает в примеры не Москву и не Владимир, а Баку и
Ереван – этим детям не просто приятно услышать родное слово на уроке,
они с удовольствием выполняют такие задания.
- Задания должны быть дозированными. Да,
их не должно быть много, и не должно быть мало – вы должны найти свою
«золотую середину». Постоянные сложные и объемные задания приведут к
тому, что на предмет «забьют», слишком легкие задания станут казаться
нормой, и ученики начнут лениться. Чередуйте большие и маленькие
задания, давайте детям отдохнуть. В понедельник, день врабатывания и
взрослых, и детей заданий лучше дать меньше, на выходные – творческие
задания. Конечно, если у вас всего 1-2 часа в неделю, вам труднее, но
уверена, что сможете найти решение.
- Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да,
среди ваших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом,
и, что греха таить, те, кому ваш предмет не интересен вообще. Проще
всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные
задания, дополнительные, специально для них – пусть не каждый урок, но
хотя бы иногда, им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны
знать, что вы их цените и считаете их уровень знаний высоким. Ну и для
"лентяев" и просто незаинтересованных – давайте им минимум, то, с чем
трудно не справиться, что-то очень легкое, но по теме урока. Кто знает,
может быть, ситуация успеха окрылит их, и они полюбят ваш предмет.
- Домашнее задание должно быть оправданным. Не
нужно задавать задание ради задания, поставьте хотя бы небольшую цель
для каждого задания и упражнения (как вариант, отработку тех или иных
УУД, универсальных учебных действий), а потом сами или вместе с
учениками посмотрите результат – достигнута цель или нет, каковы
проценты достижения цели. Сообщите об этом ученикам (см. следующий
пункт).
- Ученик должен иметь «обратную связь».
Если связи нет, то есть задания не разбираются и не обсуждаются на
уроке, то ученик никогда не узнает, достиг ли он цели, шагнул ли он
вперед к новым знаниям. Ученик потратил свое время на задание, найдите и
вы несколько минут, чтобы обсудить его работу. Помните: ученику не
достаточно простой оценки в тетради, ему нужно слово, устное или
письменное, а лучше – индивидуальное, находите возможность лично сказать
какие-то слова каждому ученику – хотя бы раз в месяц или в четверть.
Чтобы процесс проверки домашнего задания был интересным, подготовьте
шаблон в Excel с круговой диаграммой и прямо на уроке попросите детей
поднять руки, кто справился с заданием, посчитайте и введите число в
таблицу, на доске появится диаграмма, по которой можно понять, как дети
справились с заданием. И так для каждого задания. Такой мини–интерактив
будет приятным дополнением к уроку, можно делать его время от времени, а
можно устраивать соревнования: по рядам (какой ряд лучше справился), по
алфавиту (кто лучше справился, у кого фамилия на гласную или на
согласную букву). А если у вас есть система интерактивного голосования с
пультами, то вообще замечательно – такие срезы можно делать постоянно,
по любому вопросу. И не забывайте хвалить учеников: и лично, и класс в
целом.
Чеклист хорошего домашнего задания
- "Интересность"
- Эмоциональность
- Дозированность
- Многоуровневость
- Оправданность
- Результативность
После
подготовки текста домашнего задания проверьте, все ли принципы
соблюдены, можно поставить галочки напротив этих пунктов, можно
вычеркнуть. Возможно, какие-то задания стоит переформулировать или
заменить на другие. Не бойтесь перемен, сделайте разные задания по одной
теме в разных классах одной параллели, а потом проведите свое
мини-исследование и "работу над ошибками": какие задания были легкими /
сложными, какие понравились / не понравились и т.п. Можно и диаграммки
нарисовать - со временем вы поймете, какие задания более эффективны и
какие вам удаются лучше всего. Если ранее вы не использовали эти
принципы при подготовке домашнего задания, то начните хотя бы с 1-2
пунктов и посмотрите результат, уверена, что он будет положительным.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий