Направления
|
Примерные темы сочинений
|
Рекомендуемые произведения для прочтения
и анализа
|
Примечание
|
Цитаты
|
«Время»
|
1. «Крутые у них времена». 2. «Воистину
железный век».
3. «Какое,
милые, тысячелетье на дворе?».
4. «Время-это простор для развития способностей».
5. «Время не любит, когда его тратят впустую».
6. «Время – самое драгоценное из всех средств». 7.Человек и время 8.Старая фотография 9.Вечность и сиюминутность 10.Время лечит
11.Ценности времени
12.Делу – время, потехе – час. 13.Все бегут, бегут… 14.«Нам не дано предугадать…» |
И.С. Тургенев "Отцы и дети"
А.П. Чехов "Вишнёвый
сад" А.М. Горький "Старуха Изергиль" А.И.
Солженицын "Один день Ивана Денисовича" С. Есенин "Мы
теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах
багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне
осталась одна забава"
М.А. Булгаков "Мастер и
Маргарита"
М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог",
"Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего
времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой "Война и мир"
|
направление
ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской
категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального
и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения
– человек и время, общество и эпоха.
|
Час ребёнка длиннее, чем старика (Шопенгауэр). На день надо смотреть как на маленькую
жизнь (М.Горький).
Настоящая любовь не та, что
выдерживает долгие годы разлуки, а та, что выдерживает долгие годы близости
(Хелен Роуленд) Всё человеческое умение не что иное, как
смесь терпения и времени(Бальзак) Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот,
кем был. И обидчик, и обиженный стали другими людьми (Блез Паскаль)
|
«Дом»
|
1.Моя семья
2.Тихая моя родина
3.Мой дом – уютный и родной
4.Можно ли прожить без дома?
5.Мой дом – моя крепость
6.Бабушкин дом
7.Такие разные семьи
8.Семья – ковчег спасения
9. Дом всегда
нужен человеку!
10. Дом…Родительский дом.
|
Н.В. Гоголь "Мёртвые
души" И.А. Гончаров
"Обломов"
Л.Н. Толстой "Война и мир" А.И. Солженицын
"Матрёнин двор" А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов«Герой нашего времени»
А.Н.Островский «Гроза» Ф.М. Достоевский «Преступление
и наказание» М.
Горький «Детство» А.П.
Чехов «Вишнёвый сад» И.С. Тургенев «Отцы и
дети» М.А. Шолохов «Тихий Дон» М. А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
|
направление нацелено
на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в
далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни
сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого
и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
|
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит). Семья
начинается с детей (А.И.Герцен) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья
несчастна по-своему (Л.Н.Толстой) Добродетель родителей – большое приданое (Гораций). Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину (Цицерон). Береги жену, не давай ей воли (Д.И.Фонвизин). В семейной жизни самый важный винт – это любовь (А.П.Чехов)
|
«Любовь»
|
1.Любовь – огромная страна
2. Родители и дети
3. Любовь – высшее начало
4. Муж и жена
5. Любовь к работе (делу, увлечению)
6. Любовь к животным
7. Сила любви
|
А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка»,«Медный всадник»
А.И. Куприн "Гранатовый
браслет", "Олеся" И.А. Бунин "Чистый понедельник",
"Солнечный удар" И.С.
Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов
"Вишневый сад", "Дама с собачкой" М. Горький "Старуха Изергиль" С. Есенин "Письмо к
женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить,
не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...",
"Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и
Маргарита"
М.Ю. Лермонтов
"Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу
на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О!
Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой
"Война и мир" М.А. Шолохов
"Тихий Дон"
Ф.М. Достоевский "Белые
ночи", "Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский "Гроза" Б.
Васильев "Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров "Обломов",
"Обыкновенная история"
И.С. Тургенев "Отцы и
дети", "Ася" В.В. Маяковский "Лиличка",
"Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" В. Шекспир
"Ромео и Джульетта" Маргарет
Митчелл "Унесенные ветром"
В. Гюго "Собор Парижской
богоматери", Человек,который смеется"
Колин Маккалоу "Поющие в
терновнике"
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских»,
Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо»
О. Генри «Дары волхвов»
|
направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций:
родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь
пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека,
о её светлых и трагических сторонах.
|
Любовь – это бесценный дар. Это единственная
вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
Любить – это значит видеть человека таким,
каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо
любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только
ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).
|
«Путь»
|
1. Дорога домой
2.Моё увлекательное путешествие
3. Духовные искания главных героев
4. Жизнь – это путь
5. Иногда хочется уехать в никуда
6. Когда находишься в дороге
7. Дорога
без начала и конца
|
М.Ю. Лермонтов "Мцыри", "Герой нашего времени"
Ф.М. Достоевский
"Преступление и наказание" А.П. Чехов
"Ионыч" М.А.
Шолохов "Тихий Дон" Л. Н. Толстой
"Война и мир"
Максим Горький "Детство. В людях. Мои университеты" А. Никитин «Хождение за три моря»
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Н. Гоголь «Мёртвые души»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская
дочка»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Некрасов Н.А.«Кому на Руси жить хорошо» Экзюпери
А.«Маленький принц»
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
|
направление актуализирует конкретное и символическое значение
понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление.
Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе
человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
|
Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив
Джобс).
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что
внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
У каждого из нас есть только одно истинное
призвание – найти путь к самому себе
(Герман Гессе).
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего,
который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и
был целью (Поль Валери).
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что
угодно (Данте Алигьери).
|
«Год литературы»
|
1. Круг моего чтения
2. Книга или компьютер
3. Роль книги в моей семье
4. Моя настольная книга
5. Моя золотая полка
6. Мои любимые герои
7. Книга, которая меня изменила
8.Книга, которую хочется перечесть…
|
Д.И. Фонвизин "Недоросль" (270 лет со дня рождения) А.С. Грибоедов "Горе от ума" (220
лет со дня рождения) «Басни» Крылова
И.А.(250 лет)
А.С.
Пушкин «Руслан и Людмила» (195 лет)
А.С.
Пушкин «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» (185 лет)
М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени» (175 лет)
М.А.
Шолохов «Тихий Дон» (75 лет)
В.
Быков «Сотников» (45 лет) и др.
|
направление, с одной
стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы
как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю,
проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной
тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора
и умения рассуждать о большой литературе.
|
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы
большого наслаждения (Монтескье). Чтение делает человека знающим, беседа -
находчивым , а привычка записывать – точным (Ф. Бэкон). Беседовать с писателями других веков почти
то же, что путешествовать (Рене Декарт). Каждый писатель до известной степени
изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле
(Гёте). Моим лучшим другом является тот, кто дал
мне книгу, которую я ещё не читал (Авраам Линкольн).
|
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако
к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного
экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Темы будут
сформированы по часовым поясам. Дата проведения: в первую среду декабря, при
получении «незачета» будет возможность переписать работу в первые среды февраля
и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. Сочинение оценивается по пяти
критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного
материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения
(изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии,
созданные на муниципальном/региональном уровне. Объем-300 слов. Важно отметить
литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное
произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или
иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,
использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений,
системой действующих лиц. Используйте при подготовке к итоговому сочинению
материалы сайтов: http://sochinenie11.ru/ ,
http://fipi.ru/ .
Комментариев нет:
Отправить комментарий